В рамках выполнения Государственного задания на 2023 год с января по ноябрь Институтом проведена следующая работа:
1. Транспортное моделирование.
В рамках работ над мастер-планом Казанской агломерации была разработана ее транспортная модель. Разработке предшествовали работы по сбору и анализу обезличенных данных сотовых операторов, в том числе в части: анализа распределения населения и рабочих мест, анализа транспортных корреспонденций по территории агломерации. Далее для калибровки транспортной модели проводились работы по натурным обследованиям транспортных потоков; учет результатов указанных работ позволил минимизировать погрешность математического моделирования и максимально приблизить расчеты к реальным, сложившимся объемам транспортных потоков.
Разработанная транспортная модель позволяет оценивать уровень обслуживания отдельных участков улично-дорожной сети и автомобильной сети Казанской агломерации, обосновывать спрос на те или иные транспортные связи. Транспортная модель существующей ситуации позволяет повысить точность прогнозирования перспективной загрузки автомобильных дорог в случае реализации строительных намерений, и заранее спланировать мероприятия по повышению пропускной способности транспортной сети.
2. Градостроительное моделирование.
Для генерации оптимальных предложений по распределению перспективного населения и мест приложения труда по территории Казанской агломерации была разработана математическая градостроительная (балансовая) модель. Такая модель позволяет перераспределять потенциальные «приращения» технико-экономических параметров, предлагаемые планируемыми объектами делового и жилищного назначения, с целью достижения сбалансированного развития и улучшения взаимной транспортной доступности между объектами разных типов.
Входными данными для модели являются материалы статистики о существующих объемах населения и мест приложения труда, в том числе в части их территориального распределения, а также информация о строительных намерениях в границах Казанской агломерации. Градостроительная модель включает “связку” с транспортной моделью, что позволяет на каждой итерации моделирования проводить оценку изменения (улучшения или ухудшения) транспортной доступности, в зависимости от входных данных и иных параметров модели (таких, как, например, время в пути).
Все указанные разработки используются в работе над мастер-планом Казанской агломерации для генерации и сравнения различных сценариев развития.
3. Система оперативных планов использования территорий и объектов инфраструктуры.
Важным элементом при подготовке документов территориального планирования и стратегий пространственного развития является наличие полного и актуального набора данных в границах территории разработки. Для решения указанной задачи Институтом ведется система оперативных планов использования территорий и объектов инфраструктуры.
Система оперативных планов – это набор постоянно актуализируемых данных. В рамках этого направления проводится сбор (и, по необходимости, геокодирование) информации, получаемой от профильных министерств и ведомств Республики Татарстан. Также для этих целей была разработана внутренняя геоинформационная система Института. Основная цель ведения системы – сокращение сроков при сборе исходных данных, и, как следствие, сокращение сроков подготовки самих проектов.
В целях стандартизации информации, подлежащей внесению в систему, были разработаны требования к данным и требования к структурам отраслевых разделов (в том числе к разделам территориально-административного устройства, землепользования, инженерной, природно-экологической, социальной и транспортной инфраструктур, и другим).
4. Система мониторинга градостроительной деятельности.
Для проведения регулярного мониторинга состояния градостроительного развития Республики Татарстан управлением мониторинга градостроительной деятельности совместно с управлением разработки нормативных и правовых актов в области градостроительства готовится проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об осуществлении мониторинга реализации схемы территориального планирования Республики Татарстан».
Текущая редакция проекта постановления определяет цели, задачи и содержание работ по мониторингу реализации градостроительной документации. Реализация положений проекта постановления позволит поддерживать актуальность градостроительной документации в связи с изменяющимися условиями градостроительной деятельности, повысить точность прогнозирования и обоснованность территориального социально-экономического развития Республики Татарстан, и эффективность землепользования в Республике Татарстан.